Однодворцы-казаки станицы Михайловской.
Однодворцы-казаки станицы Михайловской.
Грубыми штрихами Азово-Моздокская укрепительная линия была уже обозначена к весне 1777 г.: на ней кое-где находились военные посты с казачьими маленькими поселками, обнесенными высокими плетневыми оградами с бойницами и небольшим передовым рвом. Потом только некоторые получили ещё земляные брустверы с барбетами и амбразурами для орудий. Близ девственной лесной пустыни Черного Леса на верхнем истоке р. Егорлык, называемой Ташлой, был расположен пост №8 (будущая крепость №8) .
К 1784 году из переселенцев были образованы 14 сел, среди них и село Михайловка, будущая станица Михайловская, находящееся в девяти верстах от Ставрополя у истока другой р. Ташлы, называемой сейчас Члою.
Из ведомости, составленной Павлом Сергеевичем Потемкиным, видно, что хотя каждому селению давали поселенцев всех родов, но самое видное место между переселенцами занимают так называемые крестьяне-однодворцы. Они составляют почти 50 % всего числа переселенцев. Село Михайловское: Курского наместничества однодворцев – 1492 муж., 1106 жен.; отставных солдат – 5 муж., 5 жен.; цыган – 8 муж., 10 жен.; Тверского – экономических – 1 муж., всего 1506 муж. и 1121 жен.
Под однодворцами разумеется класс людей, образовавшихся из служивых людей, детей боярских и, преимущественно, низших разрядов: казаков, стрельцов, рейтаров, драгун, солдат, копейщиков, пушкарей, затинщеков, воротников и засечных сторожей, селившихся в XVI и XVII вв. на восточной и на южной границах Московского государства для защиты его от ногайских и крымских татар. Следовательно, прошлое однодворцев оказывается непосредственно связанным с военным социальным элементом, с созданием и эволюцией войск Московского государства и системой охраны его границ. Необходимо также подчеркнуть и то обстоятельство, что генезис перечисленных военных категорий, представители которых явились предками однодворцев, имел место в разные исторические периоды России.
Архивные первоисточники позволяют говорить о том, что не всегда складывались отношения между однодворцами и официальной властью. Безусловно, что не последнюю роль в этом играло нежелание однодворцев примиряться с потерей былых привилегий. В донесении исполняющему должность Ставропольского окружного начальника, майору Татьянину, за январь 1830 г., в частности говорится, что собрать недоимку с ряда однодворческих селений «… без содействия экзекуции … никак невозможно. Жителей сел Надежды, Татарки, Михайловского и Новомарьевского … понудить к уплате можно только с помощью войск» .
Хотя колонизация края и была начата правительством в расчёте на мирный характер поселения, но все же постоянные набеги горцев и наступательное движение наших войск требовали, чтобы водворяемое население было более подвижным. Например, 10 октября 1785 г., и с. Михайловское подверглось разгрому со стороны закубанских горцев и ногайцев, убивших и пленивших несколько десятков человек.
Возникает в правительстве мысль об образовании казачества на «линии», такого же, каким было Терское Войско и Войско Черноморское. И вот последовало распоряжение об обращении в казаков тех 14-ти сел и слободок, которые были основаны с 1781-го по 1784-й год, а именно Михайловска и другие. Для формирования одного казачьего полка требовалось 6000 душ мужского пола, способных содержать 600 казаков, поэтому для учреждения двух Ставропольских линейных казачьих полков потребовалось перевести в казачье сословие следующие селения: в первый Ставропольский полк вошли село Михайловское, имеющее 2207 душ мужского пола и поставляющее 220 казаков, Надеждинское – 1881 душу м.п. (180 казаков), Старомарьевское – 881 душу м. п. (80 казаков), Бешпагирское – 882 души м. п. (80 казаков), Татарское – 685 душ м. п. (60 казаков), Темнолесское – 725 душ м. п. (70 казаков).
Таким образом, с 1 января 1833 г. с. Михайловское, в соответствии с ранее изданным указом императора Николая I, преобразовалось в станицу и поступило в состав нового Ставропольского полка КЛКВ (с 1846 г. – 1-й Ставропольский полк 4-й бригады, в 1858-1860 гг. – 5-й бригады КЛКВ).
С сентября 1838 г. станица Михайловская становится постоянной резиденцией наказного атамана КЛКВ, генерал-лейтенанта Степана Степановича Николаева, который переносит сюда из г. Пятигорска и все управленческие учреждения войска.
С середины 40-х и до начала 60-х гг. XIX в. ст. Михайловская служила ещё и местом проведения всевозможных торжеств КЛКВ.
Настало тяжелое время для поселенцев. Совсем они были не приспособлены к такой службе, не были они похожи на джигитов. Их одели в черкесские костюмы, но боевого вида у них не было, они отрастили себе животы и, перетянутые узким ременным поясом, они резко обнаруживали свое «пузо» и получили обидное прозвище «чига пузатая», за которое впоследствии линейный казак обнажал кинжал. Много горя потерпели «новые казаки», пока они постигли «казацкую ухватку» и избавились от названия «мужичье». Поэтому в селе Михайловском полковая школа была преобразована в 1840 г. в полковое училище, начальником которого был назначен Иосиф Викентьевич Бентковский, ставший впоследствии известным историком, статистиком, экономистом, этнографом и краеведом Ставрополья и Кубани. Педагогическая деятельность И.В.Бентковского имела большую славу на Ставрополье, а школа была одной из лучших. Он подготовил для поступления в Пажеский корпус С.-Петербурга сына наказного атамана С.С.Николаева – Петра Степановича, крестным отцом которого был сам государь Александр II.
Царь Александр Николаевич был не только крестным отцом Петра, но и шефом Ставропольского линейного казачьего полка. С гордостью рассказывали наши старики, что ещё их отцы служили в «1-м Ставропольском линейном казачьем полку Его Императорского Величества Александра Второго».
Жизнь в первых казачьих станицах была суровой. Казаки несли сторожевую службу на пикетах, участвовали в походах и сражениях. Военная служба продолжалась двадцать долгих лет. Кроме службы, казаки сами обрабатывали свои поля, разводили скот и птицу.
Казаки первого Ставропольского линейного казачьего полка участвовала в сражениях Крымской войны 1853-1856 гг. против английских, французских и турецких захватчиков. За мужество и отвагу, проявленные в этой войне, многие из них были награждены медалями. В историко-краеведческом музее им. Н.Г. Завгороднего хранится медаль «За участие в Крымской войне 1853-1854-1855-1856 гг.» казака Ивана Данилова, на оборотной стороне медали начертаны слова и псалтыря: «На тя Господи уповахомъ, да не постыдимся во вѣки».
Михайловские казаки участвовала в войне за покорение Западного Кавказа в 1854-1860 годах. За храбрость и отвагу на полях сражений казаки получили медали «За покорение Западного Кавказа 1854-1860 г.г.». Казачьи сотни станицы Михайловской были награждены двумя знамёнами: первое – «За отлично-усердную службу» тёмно-голубое, шёлковое с красным крестом посередине и надписью, пожалованное в 1851 г. 1-му Ставропольскому казачьему полку; и второе – Георгиевское голубое знамя с надписью «За отличие в покорении Западного Кавказа в 1864 году», которым отметили заслуги 14-го конного (бывшего 1-го Ставропольского) полка в завершении Кавказской войны. Кроме того, здесь же хранился и шёлковый зелёный значок михайловской сотни с инициалами «14 к.п. К.К.В.» (т.е. «14-й конный полк Кубанского казачьего войска»).
В 1860 году по проекту наместника князя Барятинского на Кавказе образуются Кубанская и Терская области. Кавказское линейное войско в соответствии с этим прекращает свое существование. В марте 1861 г. 6 бригад теперь уже бывшего Линейного войска присоединяются к Черноморскому войску и образуют Кубанское казачье войско.
Казаки ст. Михайловской также принимали участие в Венгерском походе 1849 г., подавлении Польского восстания 1863-1864 гг., имели постоянное представительство в столь почётном подразделении Русской императорской армии как СЕИВК (Собственный Его Императорского Величества конвой). Более двух десятков местных выходцев стали офицерами КЛКВ и ККВ, а, по сведениям 1873 г., уже в селении Михайловском проживали 25 человек из числа бывших урядников и казаков, удостоенных знаком отличия Св. Георгия. В историко-краеведческом музее им. Н.Г. Завгороднего хранится список данных казаков. Местный уроженец, подполковник ККВ Никита Иванович Караченцов (1823-1892) был похоронен при войсковой Воскресенской церкви в г. Екатеринодаре.
Выходцами из ст. Михайловской явились войсковой старшина ККВ Матвей Иванович Саньков (1829-1889), автор исторического очерка «Описание поселений 5-й (Урупской) бригады Кубанского казачьего войска и отдельных действий её частей против непокорных горцев»; генерал-майор Кубанского войска, атаман Кавказского отдела Иван Николаевич Братков (1845-1912).
Награды умерших казаков и дарственные знамёна хранились в Николаевской местной церкви. В 1937 году весной церковь была разрушена по приказу местных властей. Всё, что хранилось в церкви, бесследно пропало.
Казацкая служба была тяжелая, и часто поголовно шли они в походы, а дома оставались жены и дети. Вся та работа, которая была прежде и в поле, и дома, уже стала не под силу, и хозяйство сократилось. Этим обстоятельством объясняется то, что в хозяйственном отношении эти 14 станиц отстали от остальных возникших одновременно.
Согласно указа императора Александра II от 30 декабря 1869 г., ст. Михайловская (2306 душ мужского пола) в числе прочих (Надежда, Сергиевка, Татарка, Бешпагир, Старо-Марьевка, Александровская, Круглолесская, Чернолесская, Спицевка, Пелагиада и Северная) передавалась из Кубанского войска в гражданское ведомство, что и было осуществлено осенью 1870 г. Благодаря этому обстоятельству крестьяне начали расширять своё хозяйство, а не жить изо дня в день по казачьему положению.
Но среди жителей станицы Михайловской была другая версия, почему казаков ст. Михайловской передали в гражданское состояние. Летом 1870 года ветеринарная инспекция, приехавшая из Ставрополя, предложила казакам забить скот, якобы болеющий чумой, в первую очередь дойных коров. Казаки наотрез отказались это делать. Тогда отряд инспекции стал расстреливать коров на выпасах. Казаки возмутились, и дело дошло до сабель. Для их усмирения из Ставрополяприбыл казачий отряд, в его составе было 10-12 человек из ст. Михайловской. Увидев, убитых коров, эти казаки перешли на сторону своих станичников, что и решило исход поединка в их сторону. Для расследования этого инцидента князь Васильчиков потребовал создать военную комиссию, которая установила, что у казаков действительно была больна одна корова, но не чумой. Нашли и виновника этой провокации – Марковского Алексея, который получил год тюремного заключения, а михайловскиеказаки через месяц после бунта были переведены в гражданское сословие и земли их перераспределены.
С 1 января 1870 года станица Михайловская была переименована в село Михайловское. Но ещё долгие годы в селе сохранялись казачьи традиции.
В начале 1990-х годов началась волна по возрождению казачества. 16 февраля 1991 года в 10 часов утра в селе Шпаковском состоялся большой казачий круг, на котором выбрали первого казачьего атамана Апалькова Василия Васильевича и совет стариков, в его состав входил основатель михайловского музея Завгородний Николай Георгиевич. Двенадцатьлет с 2000 года атаманом казачьего общества г. Михайловска был Виктор Булгаков. 28 октября 2012 г. в здании кинотеатра «Россия» казаки Михайловского станичного казачьего войска (СКО ТКВ) новым атаманом единогласно избрали сотника Андрея Воронцова.
В наши дни 1 ноября 2008 г. профессиональное училище г. Михайловска, бывшее ПТУ№44, было переименовано в честь наказного атамана Николаева Степана Степановича, и теперь называется Государственное Бюджетное Профессиональное Общеобразовательное Учреждение Михайловский Техникум им. Казачьего генерала С.С. Николаева.
В Государственном архиве Краснодарского края имеются сведения о том, что 4 мая 1850 г./по ст.ст./ у Шалоховского поста произошло кровопролитное сражение с горцами, в ходе которого погибли сотенные командиры 3-й Старомарьевской и 5-й Новомарьевской казачьих сотен Кавказского линейного войска Есаул Максимович и Сотник Кикнядзев и 7 урядников,11 приказных, 112 рядовых казаков. В этом бою были убиты и ранены и наши рядовые казаки –михайловцы. Вот список убитых и раненых в этом бою казаков Михайловской станицы: Роман Саньков/урядник/, Антон Саньков / приказной/, Никита Дьяконов /приказной/, казаки: Трофим Михайлов, Василий Пашин, Никифор Стрельников, Тимофей Ишков /ранен/ [7]. В доказательство того, что лабинцы помнят и чтят тех, кто стоял насмерть за честь казачью в южной части района близ ст.Отважной появился первый крест казачьему подвигу. Его установили еще в 1994 году каладжинские казаки во главе со своим атаманом Владимиром Пазушко. Тогда же была восстановлена еще одна традиция – ежегодные поминовения на Шалоховском кордоне.
Спустя 15 лет (12 июня 2009 года) казаки Терского казачьего войска во главе с атаманом г. Михайловска Виктором Булгаковым и казаки Каладжинского хуторского казачьего общества установили памятник на месте гибели казаков, а священник храма Иоанна Богослова, что в ст.Каладжинской отец Михаил освятил его.