+7 (86553) 6-07-29 muzejgoroda@mail.ru

Ностальгия по исчезнувшим местам с. Михайловского

Ещё в 19 веке в центре села два берега реки Чла соединял деревянный мостик, к югу от него на пригорке стояла кузня для ремонта телег и ковки лошадей, а к северу – мукомольная водяная мельница. В 1851 г. шли проливные дожди, и русло речки переполнилось мутной, шумной водой, прорвав плотины прудов. Мостик рухнул, и в 1908 г. был построен каменный казенный мост. Рядом с мостом в 1960-х смонтировали эстакаду для пешеходного перехода.

В 1972 году начались работы вокруг речки Чла. Некоторое время не могли определиться что делать с мостом: оставить или разрушить. Мост был сделан из пиленого камня, не имел ни просадок, ни трещин, его широкий проем хорошо справлялся с пропуском воды даже при самых сильных паводках, поэтому мост решили оставить, установив железобетонные конструкции в виде полуколец, которые применяют при строительстве элеваторов.

На этой фотографии мы видим, как это место выглядело в 1980-е годы. По берегам реки здесь в центре был обустроен парк отдыха. Вдоль речки можно было прогуливаться и любоваться красивыми клумбами, переходить с мостика на мостик, посидеть и отдохнуть на лавочке. На реке до сих пор стоит памятник, он воспевает любовь к труду. В местных архивах нам даже не смогли дать точного ответа, в каком году этот памятник был установлен и как он точно называется. Такие архитектурные скульптуры характерны для советской эпохи 1960-х – 1970-х годов, тогда их устанавливали всюду и в городах, и селах. Данная скульптура состоит из двух фигур: это мужчина и женщина, в руках они держат большую корзину с урожаем яблок и винограда. Местные жители часто называют этот памятник «Рабочий и колхозница».

В 1977 году машинист I класса Кухно Владимир  пригнал пассажирский паровоз серии СУ 1925 года выпуска на тепловозе с ж/д ст. Тихорецкой на ст. Палагиада села Шпаковского. Сопровождающим на раскочегаренном паровозе был помощник машиниста Нелюбов Виктор. Далее паровоз со станции Палагиада доставляли на ул. Почтовую. Сначала спланировали площадку, на которую подогнали специально изготовленные сани с рельсами. Сани, как для паровоза, так и для вагонов, изготовили ДПМК «Крайколхозстроя», которую возглавлял тогда В.И. Демидов. Опыта транспортировки такого большого груза у местных специалистов не было. Первый секретарь Райкома партии КПСС Василий Петрович Куксов понимал рискованность этой операции: малейшая оплошность, неточность могли привести к большим неприятностям, и он обратился за помощью к газовикам из Рыздвяного. Бригада опытных монтажников выполнила эту работу.

Транспортировка и установка паровоза чем-то напомнила операцию фронтовых времен. Куксов настоял, чтобы эту работу выполнить ночью, что само по себе усложняло суть дела. Ночью же исключались помехи для движения транспорта, и меньше было любителей-зевак. Куксову казалось, что так будет лучше. Но представьте себе, что творилось на улице Почтовой, когда ночную тишину разорвал грохот гусениц и рев моторов трех тракторов С-100. Сани с паровозом тащили два трактора, а третий двигался сзади для подстраховки и сдерживания, чтобы сани под уклон не оказались неуправляемыми. Тряслась земля, содрогались стекла домов. Люди ночью повыходили на улицу и с недоумением наблюдали, как на полозьях тащат паровоз.

Особо трудным оказался поворот на исходную позицию перед центральной аптекой. Узкий проезд изначально вызывал сомнения. И если паровоз, который был тяжелее вагонов, благополучно прошел в эти узкие ворота, то вагон, будучи длиннее, никак не выписывался в поворот и все-таки зацепил угол хаты. Но панику жильцов удалось погасить. На следующий день угол дома восстановили и сделали ремонт.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!