+7 (86553) 6-07-29 muzejgoroda@mail.ru

Новый год в России

Источник:

Возникновение праздника

После принятия христианства и до 1700 г. в России действовала византийская система летоисчисления (совпадает с юлианским календарем) — «от сотворения мира» или от 5508 года до н.э. Наступление нового года отмечали в марте, а с XV века — 1 сентября. В этот день на соборной площади Московского Кремля проходила торжественная церемония «О начатии нового лета» и церковная служба с участием царя, патриарха, представителей духовенства, знати, служивых людей и др.

29 и 30 декабря (19, 20 декабря по старому стилю) 1699 г. Петр I издал два именных указа о введении новой системы летоисчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова (текущий 7208 г. «от сотворения мира» таким образом стал 1699 г.) и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января. При этом григорианский календарь, на который перешли многие страны Европы, царь вводить не стал. Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, празднуя Новый год на 11 дней позже, чем европейские государства.

Ель как символ Рождества и Нового года

Указом от 30 декабря 1699 г. Петр I повелел украшать главные улицы Москвы, а также дома знати хвойными деревьями и ветками, а остальным жителям столицы — поставить «по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей». За образец предлагалось использовать ели, установленные в Гостином дворе. Этот обычай царь перенял у живших в Немецкой слободе (ныне — район Лефортово) европейцев.

Горожане должны были поздравлять друг друга, жечь костры на улицах, стрелять из ружей и мушкетов, запускать ракеты. На Красной площади, где проходило главное торжество, по указу царя был организован фейерверк, пушечные и ружейные салюты. Праздник Нового года продолжался семь дней.

Тогда же возникла традиция устраивать маскарады и народные гуляния. При Елизавете I в моду вошли придворные балы по образцу европейских.

Первая ель для публики была установлена на Рождество 1852 г. в Санкт-Петербурге в здании Екатерининского (ныне — Московского) вокзала. Позднее общественные елки стали ставить в других присутственных местах, в Москве их проводили в здании Благородного собрания в Охотном ряду (ныне — Дом Союзов). Представители дворянства, купцы и промышленники устраивали благотворительные новогодние праздники для детей.

Ели наряжали и устанавливали на Рождество 25 декабря, и они стояли до Нового года или Крещения 19 января. Новогодние торжества воспринимались лишь как дополнение к рождественским. Первые елочные игрушки были связаны с христианской тематикой (фигурки ангелов и пр.). В качестве украшений использовали также свечи, сладости, фрукты, орехи и др. Макушку елки венчала, как правило, звезда (символ вифлеемской звезды). Позднее из Германии стали привозить стеклянные елочные игрушки. В конце XIX века было налажено российское производство стеклянных шаров и бус — на заводе, основанном близ Клина князем Александром Меньшиковым, правнуком фаворита Петра I.

Традиция была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.

Праздник после Октябрьской революции

После Октябрьской революции 1917 г. запрет отменили, и 31 декабря того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была открыта первая общественная елка. В Кремле, пострадавшем от обстрелов в ноябре 1917 г., праздника не устраивали.

24 января 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком) принял декрет о введении в России западноевропейского григорианского календаря (декрет подписан председателем Совнаркома Владимиром Лениным 26 января). Согласно документу, следующий день после 31 января 1918 г. предписывалось считать не 1 февраля, а 14 февраля, разница между старым и новым стилем составила 13 суток. Русская православная церковь не признала эти новшества и сохранила свое летоисчисление по юлианскому календарю. Поэтому православное Рождество стали отмечать не 25 декабря (по юлианскому календарю), а 7 января. 14 января появился новый неофициальный праздник, получивший название «старый Новый год».

В первые советские годы традиция рождественских и новогодних праздников сохранялась. Для детей государственных и партийных деятелей елки проводили в Большом Кремлевском Дворце. Однако в середине 1920-х гг. в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками. 24 сентября 1929 г. постановлением Совнаркома празднование Рождества было запрещено. Тогда же появились предложения перенести встречу Нового года с 1 января на 7 ноября (День Октябрьской революции). Этого делать не стали, но официальные новогодние торжества были отменены как «буржуазные» и «поповские пережитки».

Возрождение праздника в советские годы

28 декабря 1935 г. в «Правде» была опубликована статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и 2-го секретаря ЦК КП (б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». В ней автор предложил положить конец «неправильному осуждению елки»: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку… Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как „левые“ загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

На следующий день в «Правде» было опубликовано постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева о проведении 1 января комсомольцами и пионерами елок в школах, детских клубах и детских домах — «весело и без занудства».

1 января 1936 г. «Правда» разместила на первой полосе фотографию Иосифа Сталина с поздравлением «С Новым годом, товарищи, с новыми победами под знаменем Ленина — Сталина!». В том же году впервые по радио прозвучало новогоднее поздравление председателя ЦИК СССР Михаила Калинина.

В том же году в Колонном зале Дома Союзов была организована елка для детей и молодежи. На празднике присутствовал главный новогодний персонаж — Дед Мороз (в исполнении артиста эстрады Михаила Гаркави), спустя год вместе с ним елку вела Снегурочка.

В новогоднюю ночь 1944 г. в СССР впервые прозвучал государственный гимн, текст для которого написали Сергей Михалков и Эль-Регистан (настоящее имя Габриэль Уреклян), музыку — Александр Александров.

С 1954 г. новогодний праздник для детей и молодежи проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца. С 1962 г. его стали проводить в Кремлевском Дворце съездов (ныне — Государственный Кремлевский Дворец). На первую кремлевскую елку были отобраны лучшие школьники и студенты страны. Трансляция велась по радио, а в газетах были опубликованы подробные репортажи. С тех пор праздник в Кремле стали называть «главной елкой страны». С середины 1960-х гг. он проходит в форме сказочного представления.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!